Справочник «Художники»
Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст
(1840—1917)
Французский скульптор. Учился в парижской Школе изящных искусств. Работал в Париже и Мёдоне; посетил Бельгию (1871—1877) и Италию (1875). Уже ранним работам присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объёмов. В 1884—1888 создал для города Кале скульптурную группу "Граждане Кале" (бронза; установлена в 1895), суровое героика-драматическое звучание которой, сложная эмоциональная атмосфера и ощущение внутренней напряженности героев воссозданы с помощью беспокойного ритма композиции, контрастов статичных и динамичных фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Роден работал над горельефной композицией "Врата ада", символически воплощавшей мир человеческих страстей и навеянной "Божественной комедией" Данте, библейскими и мифологическими мотивами, поэзией Вийона и современных Родену французских авторов. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал как самостоятельные произведения. С середины 1880-х в творчестве скульптора всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению всей гаммы человеческих эмоций - от ясной гармонии и мягкого лиризма до мрачного самоуглубления и полного отчаяния. Его произведения приобретают эскизный, внешне как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, моделировка текучих форм - подчёркнуто живописной. Эти приёмы позволили Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, создавать впечатление мучительного рождения формы из стихийной, аморфной материи; вместе с тем он всегда сохранял пластическую определённость форм, придавал особое значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения скульптурного образа.Острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира свойственны портретным бюстам Родена.
Чад, 1999, Собор Нотр-Дам